Петр Анатольевич Фалилеев

Ипотека морских судов


 

Глава 3

ИПОТЕКА МОРСКИХ СУДОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

При написании настоящей главы, посвященной обзору законодательства Скандинавских стран по ипотеке морских судов, не рассматривался весь спектр вопросов, а была цель подчеркнуть некоторые особенности скандинавского подхода, отличающегося от законодательства стран континентальной и англосаксонской систем права. В Скандинавских странах морские суда считаются движимым имуществом. Соответственно правовое регулирование ипотеки морских судов в значительной мере зависит от содержания правовых норм, относящихся к движимому имуществу. Тем не менее, морские суда, будучи движимым имуществом, подлежат государственной регистрации.

Датское и норвежское законодательства содержат только некоторые положения об ипотеке морских судов. Правовое ' регулирование в основном происходит на уровне прецедентного права.

В Норвегии правовое регулирование ипотеки судов, плавающих под норвежским флагом, осуществляется, кроме этого, на основе Кодекса торгового мореплавания Норвегии от 20 июля 1893 г. с последующими дополнениями. При этом особо следует отметить, что норвежский КТМ во многом соответствует законодательным актам других Скандинавских стран.

В Швеции правовое регулирование ипотеки осуществляется на уровне Кодекса торгового мореплавания Швеции 1994 года.

Особенностью скандинавского права является то, что правовое регулирование ипотеки морского судна не подвержено строго формальной регламентации. Договор займа, а также договор ипотеки могут быть заключены в любой форме.

 

3.1. Предмет ипотеки морских судов

По законодательству Скандинавских стран строящееся морское судно наряду с готовым к эксплуатации морским судном и права в отношении таких судов также могут быть зарегистрированы, но при этом следует учитывать, что по законодательству некоторых Скандинавских стран процесс строительства должен достигнуть определенной стадии, с тем, чтобы можно было произвести регистрацию строящегося судна.

Законодательство же Швеции, наоборот, допускает регистрацию строящегося морского судна даже до момента начала фактических работ, но при условии возможности определения предмета строительства по номеру верфи (ст. 1 главы 2 КТМ). При этом зарегистрированные в отношении строящегося морского судна требования распространяются на все строительные материалы, которые находятся на верфи и идентифицированы с целью строительства судна.

Скандинавские страны не ратифицировали Конвенцию о регистрации строящихся судов, но их внутреннее законодательство в основном соответствует положениям этой Конвенции[1].

В отношении завершенных морских судов предмет ипотеки включает двигатели, радиооборудование и другое имущество, которое было приобретено за счет собственника и установлено на судно. Бункер не включается в предмет ипотеки. Зарегистрированные права, включая права по ипотеке, распространяются па компенсационные выплаты в связи с гибелью или ущербом, причиненным судну.

 

3.2. Регистрация ипотеки морского судна

Основная проблема, стоящая перед кредитором по ипотеке, состоит в защите его интересов перед остальными кредиторами должника по ипотеке. С тем чтобы иметь преимущество в удовлетворении своих требований, кредитор по ипотеке обязан обеспечить регистрацию ипотеки морского судна. Правила по регистрации ипотеки в Скандинавских странах являются частью правил регистрации морских судов и прав на них, изложенных в Кодексах торгового мореплавания. Так, ст. 1 и 23 главы 3 КТМ Швеции устанавливают правило о регистрации ипотеки собственником судна.

Шведское право содержит исчерпывающий список оснований для отказа в регистрации ипотеки. Так, ст. 24 главы 3 КТМ закрепляет, что отказ в регистрации может последовать в следующих случаях:

1) если заявление собственника судна не содержит данных по судну и по размеру обеспечиваемого требования;

2) если заявление подано с просьбой зарегистрировать ипотеку только на часть судна или одновременно на несколько судов;

3) если заявление подано лицом, не имеющим права на установление ипотеки морского судна;

4) если судно должно быть перерегистрировано в соответствии с требованиями КТМ;

5) если один из заявителей (в случае множественности собственников судна) является банкротом или таковым объявлен на день подачи соответствующего заявления;

6) если судно или его часть находятся под арестом;

7) если лицо, подавшее заявление, не имеет прав в отношении судна после его принудительной продажи. После осуществления регистрации ипотеки выдается соответствующее свидетельство об ипотеке.

Шведское право содержит детальные положения по аннулированию регистрации ипотеки по взаимному согласию кредитора и должника по ней.

В Дании и Швеции имеются центральные реестры морских судов, в то время как в Норвегии регистрация морских судов децентрализована[2].

Статья 15 КТМ Норвегии предусматривает, что для регистрации ипотеки необходимо представление документов в письменной форме, содержание этих документов должно быть ясным. Договор об ипотеке должен быть заверен юристом, государственным служащим или двумя свидетелями для подтверждения подписей сторон по этому договору. В соответствии со ст. 256 КТМ права по ипотеке судна не будут иметь правовой защиты, если при регистрации не будут четко указаны предмет ипотеки с его техническими данными, а также сумма долга, которая может быть указана в любой валюте.

Следует особо подчеркнуть, что в скандинавской научной литературе отмечается, что судовой реестр выполняет две функции, а именно публичного и частного права. Функция публичного права заключается в регистрации судов определенной национальности в реестре соответствующей страны. Функция частного права заключается в регистрации права собственности и других прав на морские суда.

Такая двойная функция приводит к возникновению ряда проблем, не известных регистрации обычного недвижимого имущества.

Показателен пример Дании. По законодательству этой страны строящееся морское судно с точки зрения частного права может быть зарегистрировано, но с позиции публичного права оно не может быть зарегистрировано в существующей юрисдикции.

Законодательство Скандинавских стран строго придерживается позиции по предоставлению надлежащей защиты правам кредитора по ипотеке только в случае регистрации ипотеки в судовом реестре. Таким образом, если собственник морского судна и кредитор собственника заключили между собой договор об ипотеке морского судна, а затем собственник продает судно третьему лицу, то в этой ситуации (несмотря на то, что требование кредитора по ипотеке сохранится в отношении предыдущего собственника судна) он утрачивает соответствующие права на судно, если покупатель судна зарегистрирует свои права в отношении судна ранее, чем будет зарегистрирована ипотека, а также, если покупатель будет добросовестным приобретателем.

Похожая ситуация возникает и в том случае, когда собственник морского судна заключает второй договор об ипотеке и кредитор по этому договору регистрирует свои права ранее, чем это сделает кредитор по первому договору об ипотеке.

Если кредитору собственника судна удастся получить судебное решение, арестовать морское судно и зарегистрировать арест ранее регистрации ипотеки этого судна, то такой кредитор будет иметь преимущество в удовлетворении своих требований перед незарегистрированным кредитором по ипотеке, если даже он и знал о существовании договора об ипотеке.

В Скандинавских странах только собственник морского судна может разрешить регистрацию каких-либо иных прав, которые могут повлиять па его права. Кроме того, абсолютно необходимо согласие держателей зарегистрированных прав на осуществление регистрации дополнительных прав, которые могут привести к прекращению прав держателя первоначально зарегистрированных прав или изменению порядка удовлетворения по этим правам.

В том случае, когда какое-либо лицо добросовестно приобретает зарегистрированный документ (зарегистрированный договор об ипотеке) и такой документ является оборотным или такое лицо осуществляет регистрацию в соответствии с этим приобретением, никто не может оспаривать действительность такого документа, если только он не был оформлен под влиянием угрозы, насилия или недееспособным лицом.

КТМ Швеции в главе 3 устанавливает правила о последствиях изменения права собственности на судно, имеющих отношение к ипотеке морских судов и правам кредитора по ипотеке. Так, ст. 7 закрепляет, что, если держатель титула на судно или строящееся судно потеряет свое право в связи с оспариванием со стороны действительного собственника, любая ипотека, установленная после того, как действительный собственник потерял свой титул на судно, будет действительна. Если судно или строящееся судно будет обременено ипотекой по заявлению лица, не являющегося действительным собственником судна, тем не менее, такая ипотека имеет силу и действительна, если титул должника по ипотеке зарегистрирован в реестре до подачи заявления по ипотеке или обеспеченное ипотекой требование передано лицу, которое не знало или не могло знать, что должник по ипотеке не является действительным собственником.

Если ипотека устанавливается для обеспечения требования, которое еще не возникло, и если во время свидетельства об ипотеке должник по ипотеке имел право на совершение ипотеки, такая ипотека будет обеспечивать требование, если даже оно возникло после того, как должник по ипотеке перестал быть Собственником судна.

По общему правилу порядок удовлетворения требований по различным ипотекам зависит от даты сдачи документов в регистрирующее учреждение и даты соответствующей регистрации. Один и тот же приоритет в удовлетворении имеют ипотеки, зарегистрированные в один день (ст. 12 главы 3 КТМ Швеции).

Все документы, которые предоставляются в реестр, заносятся в специальную книгу в хронологическом порядке. Эта книга и реестр открыты для публичного обозрения. После того как все документы сданы, регистрирующее учреждение проверяет их соответствие условиям для регистрации, и если они поданы в соответствии с этими условиями, то такие документы вносятся в реестр.

Хотелось бы обратить внимание на одно различие, существующее между шведским и датско-норвежским подходом. В Дании и Норвегии договор об ипотеке сначала подписывается сторонами, а затем регистрируется. В Швеции собственник морского судна регистрирует ипотеку в отношении его судна и передает свидетельство об ипотеке кредитору по ипотеке. Вопрос о принудительном исполнении прав по залогу морских судов относится к процессуальному праву, и его регулирование зависит от законодательства страны исполнения.

В Дании и Норвегии исполнение прав по ипотеке основывается на самой ипотеке, а не на судебном решении, получение которого в данном случае не нужно. Хотя в Дании в случае банкротства продажа морского судна является частью общего конкурсного производства и кредитор по ипотеке не может действовать вне этого производства.

Права по ипотеке морского судна прекращаются при прекращении основного обязательства или в том случае, когда морское судно принудительно продается. Права по ипотеке прекращаются и тогда, когда морское судно погибает и нет возможности для компенсации.

Особенностью шведского права является то, что в случае аннулирования регистрации судна, которое потерпело крушение или уничтожено, ипотека, установленная на такое судно, прекращает свое действие после 10 лет со дня, когда произошло аннулирование регистрации. Более того, ст. 16 главы 3 КТМ предусматривает возможность возобновления ипотеки после истечения предусмотренного десятилетнего срока и продления на следующие 10 лет по требованию кредитора или собственника судна.

В соответствии со ст. 17 главы 3 КТМ Швеции после принудительной продажи судна в Швеции ипотека, установленная ранее на это судно, прекращает свое действие. Принудительная продажа судна, совершенная за границей, будет признана в Швеции при условии нахождения судна в пределах юрисдикции иностранного государства и совершения такой продажи по законодательству этого государства и в соответствии с положениями Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к правовому регулированию морских привилегированных требований и ипотеки морских судов 1967 года.

Шведское право кроме закрепления требований по признанию принудительной продажи судна в иностранном государстве в ст. 19 главы 3 установило перечень требований по признанию ипотек, зарегистрированных по законодательству иностранного государства. Такие ипотеки будут признаны в следующих случаях:

1) если ипотека была совершена и зарегистрирована по законодательству иностранного государства;

2) если реестр, в котором зарегистрирована такая ипотека, открыт для публичного обозрения и возможно получение необходимых выписок из такого реестра и

3) если в реестре содержится запись о лице, в чью пользу совершена ипотека, с указанием наименования и адреса.



[1] См.UN Review on Ship Mortgage. - N.Y., 1992. - P. 85.

[2] Ibid