Петр Анатольевич Фалилеев

Ипотека морских судов


  

Заключение

 

Книга готовилась в период принятия нового Кодекса торгового мореплавания России, нацеленного на создание действенного правового механизма для развития рыночных отношений в сфере торгового мореплавания и замену устаревшего и не отвечающего интересам развития современного торгового оборота Кодекса 1968 года.

При ее написании большое внимание уделялось изучению законодательства иностранных государств по ипотеке морских судов, унифицированных норм, содержащихся в международных конвенциях, с тем, чтобы на основании выводов, сделанных с помощью сравнительного анализа, подготовить предложения по совершенствованию российского законодательства.

Цель подготовки такого издания - внести вклад в разработку современного правового регулирования ипотеки морских судов на основе исследования практики различных государств в правовом регулировании ипотеки морских судов. В связи с этим необходимо обратить внимание на Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к правовому регулированию морских привилегированных требований и ипотек морских судов, принятую в 1993 году[1]. С принятием этой Конвенции сделан значительный вклад в процесс унификации регулирования ипотеки морских судов.

Присоединение Российской Федерации к этой Конвенции не только эффективно сказалось бы на создании правового механизма регулирования ипотеки морских судов, но и содействовало распространению в различных странах унифицированного подхода в этой области, что, на наш взгляд, привело бы во многом к упрощению решения ряда правовых проблем, возникающих при ипотеке морского судна с присутствием иностранного элемента.

Стоит при этом отметить, что на данном этапе развития правового регулирования ипотеки морских судов на практике кредиторы по ипотеке сталкиваются со значительными трудностями при принудительном осуществлении своих прав по ипотеке. Во многом это объясняется и различием внутреннего правового регулирования, разными подходами в квалификации тех или иных правовых институтов. На наш взгляд, существует настоятельная необходимость в преодолении этих трудностей юристами разных стран.

Таким образом, разработка правового регулирования ипотеки морских судов в России и его совершенствование, на наш взгляд, должны проводиться вместе с процессом присоединения России к Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к правовому регyлированию морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, 1993 года.



[1] Перевод этой Конвенции, а также Конвенции о регистрации прав в отношении строящихся судов 1967 года был сделан автором (см. приложения к настоящей книге).